4.2. Принципы построения монологической речи

Одним из основных критериев качества монологической речи является последовательность изложения мыслей. В монологической речи единство формы и содержания (логико-смысловые связи между предложениями) проявляется более полно, чем в диалоге. Монологическая речь непрерывна, т.к. формирование мыслей здесь происходит одновременно с процессом говорения (разумеется, если речь идет о неподготовленном высказывании).

Монолог требует целого комплекса умений: логически, последовательно выражать свои мысли; выделять основную мысль; раскрывать содержание высказывания; правильно употреблять речевые образцы; придерживаться нормальной скорости при монологическом высказывании.

При овладении монологической речью приходится иметь дело со связным текстом, работа над которым способствует формированию логического мышления.

Монологическая речь, как известно, связана с переработкой полученной информации. Трудности здесь заключаются в том, что зачастую объем и сложность информации превышают речевые возможности обучающегося. Исходя из имеющегося запаса языкового материала, обучающийся вынуждён в целях коммуникации трансформировать сообщение, заменить некоторые слова другими, упростить грамматические структуры, исключить менее важные сведения и т.д. При этом, вполне понятно, сокращается объем информации, что вообще-то следует признать закономерным явлением.


"Белем.ру" җаваплылыгы чикләнгән җәмгыяте, 2008